​​
Теплосети Балашихи: линии жизни
Успешный пример государственно-частного партнерства в Московской области

​Газета "Факт", №54, пятница 29 августа 2014.

Каждый день, приходя домой, мы привычным движением руки включаем горячую воду, проверяем тепло в батареях. Горячая вода и тепло в квартире - сами собой разумеющиеся элементы нашего быта - линии жизни. Между тем, бытовой комфорт ежедневно создается трудом сотен людей, посвятивших свою жизнь обслуживанию коммунальных систем города. Это продукт сложнейшей инфраструктуры, нуждающейся в постоянном обслуживании и развитии. Сегодняшней публикацией мы открываем серию статей о "Тепловых сетях Балашихи" - важнейшем коммунальном предприятии городского округа. Мы подробно и доступно расскажем о техническом устройстве "сердца" города, о приоритетных шагах модернизации, о работе предприятия изнутри. Мы расскажем о тех людях, которые отвечают за тепло и комфорт в наших домах. Расскажем о тех, кто готов вкладываться деньгами и трудом в формирование городского хозяйства. И главное, в преддверии отопительного сезона, ответим на все актуальные вопросы горожан. Их, думаем, поступит немало.

ВРЕЗ: Андрей Воробьев, Губернатор Московской области: "... Мы будем вкладывать средства в модернизацию котельных, насосных станций, менять изношенные системы коммуникаций".
Дмитрий Пестов, Заместитель Председателя правительства Московской области - министр ЖКХ Московской области: "... Необходимо обозначить проблему, связанную с прилвчением заемных средств для реализации инвестпроектов в сфере ЖКХ: предлагаю рассмотреть возможность принятия следующих мер: предусмотреть реальные механизмы поддержки и софинансирования разработки и реализации региональных, муниципальных и инвестиционных програм развития коммунального комплекса". 

Наш городской округ - наиболее активно развивающийся регион Московской области. Любое развитие сопряжено с сопутствующему ему проблемами. Помимо лежащего на поверхности и тревожащего горожан и городские власти острого транспортного вопроса, есть проблемы и глубже. Это и отсутствие схем тепло- и водоснабжения, и отставание развития инфраструктурных объектов относительно графика нового жилищного строительства. Но особенно заметен высокий уровень износа основных фондов в сфере водоснабжения и водоотведения. По состоянию на середину этого года износ составляет почти две трети. Магистральные и распределительные участки централизованной системы водоснабжения и теплоснабжения в ряде новых районов отличает низкая пропускная способность. Предприятия коммунального сектора отличают высокие энергозатраты, а коммунальные мощности неравномерно распределяются и не всегда эффективно используется. Но главное, в отрасли практически отсутствует инвестиционная привлекательность, а без этого развитие невозможно.

На этом фоне предпринимаемые "ТСБ" по модернизации по достоинству оценены горожанами и властью. "Тепловые сети Балашихи" сегодня - это 10 котельных и 65 центральных тепловых пунктов, направляющих тепло по 120 километрам тепловых сетей. 450 сотрудников ежедневно отвечают за обеспечение теплом и горячей водой почти 100 тысяч жителей городского округа и более 230 организаций и учреждений, в том числе детских садов, поликлиник и больниц. В следующих публикациях мы обязательно расскажем о принципах устройства инфраструктуры.

В 2014 году началась новая веха в развитии жилищно-коммунального хозяйства городского округа Балашихи. "ТСБ" вошел в группу компаний "Межрегиональный коммунальный союз" - перспективного оператора услуг в сфере ЖКХ в рамках реализации пилотного проекта государственно-частного партнерства. Уже сегодня силами инвестора ГК "МКС" ведется модернизация действующих систем теплоснабжения Балашихи, и решается вышеописанная проблема задолженности предприятия за поставленные ресурсы.  При поддержке серьезного инвестора ГК "МКС", предприятие продекларировало амбициозные задачи: стать пионером ГЧП в сфере ЖКХ Московской области. Для этого предстоит увеличить мощность теплоснабжения, коррелирующее с развитием города, повысить надежность и качества поставляемых коммунальных ресурсов. Важный вопрос - снижение эксплуатационных затрат и повышение энергоэффективности системы теплоснабжения. Как любой рачительный хозяин, предприятие следит за снижением затрат на операционное управление процессами, сокращением потерь тепловой энергии. И, разумеется, не допустит рост тарифов выше установленных законодательством РФ.

В 2007 году "Тепловые сети Балашихи" в числе первых коммунальных теплоэнергетических организаций в России начали проведение работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества. А в феврале 2013 года в "ТСБ" прошла сертификация по новому стандарту, которая подтверждает, что система менеджмента качества предприятия соответствует высоким мировым требованиям, а услуги - международным стандартам качества.

На предприятии одними из первых в области начали применять для расчета тепловых сетей компьютерную программу – графико-информационный расчетный комплекс. В программе произведены расчеты для наладки тепловых сетей от всех котельных, эксплуатируемых предприятием. Программа позволяет оперативно вносить изменения в расчетные схемы теплоснабжения, осуществлять поверочные расчеты существующих сетей, выявлять гидравлически напряженные участки трубопроводов, вовремя планировать их замену, не создавая неудобств горожанам.

Кадровый вопрос - важнейший в работе предприятия. Как любое предприятие ЖКХ Московской области, "ТСБ" ощущает нехватку управленческих и технических кадров, поэтому ставка делается на профессиональное развитие уже работающих сотрудников. В соответствии с планом мероприятий по повышению квалификации, сотрудники посещают семинары по повышению производительности, осваивают новые энергоэффективные технологии. Регулярно открываются новые вакансии: стабильность выплат заработной платы, гарантия занятости и, главное, постоянное развитие, закрепило "ТСБ" в числе самых привлекательных работодателей не только города, но и области. Последние годы, по мнению кадровой службы, отмечен приток молодых перспективных специалистов, возвращающихся в реальный сектор и сферу ЖКХ. Хотелось бы больше, но это - сфера ответственности ВУЗов и учреждений среднего профессионально образования. Поэтому на предприятии очень расчитывают на возрождения престижа технических специальностей, внедряя программы адаптации и обучения специалистов: накопленный опыт надо передавать молодым! В следующих статьях и этому вопросу мы найдем отдельное место.

Если технические и кадровые вопросы решаются, то вопрос с задолженностью перед "ТСБ" со стороны недобросовестных управляющих компаний сохраняется и представляет серьезную угрозу безопасности города. Судите сами: граждане честно оплачивают поставляемые коммунальные услуги, направляя деньги в управляющие компании для оплаты тепла, воды, энергии. Однако, в некоторых управляющих компаниях деньги не всегда перенаправляются по назначению, уходя в зарплаты сотрудникам УК или в лучшем случае на закупку техники. И все это на фоне рекордного числа жалоб горожан на своих горе-управляющих в Госжилинспекцию в этом году! 

Недобросовестность УК тормозит модернизацию городского хозяйства: нужны деньги на новое экономичное оборудование, на замену трубопроводов тепловых сетей из современных материалов (напомним, что основная часть трубопроводов была введена в эксплуатацию до 1990 года). А задолженность перед поставщикам газа и энергии никто не отменял. Приходится рассчитываться из своих средств, выделенных изначально для развития. В решении вопроса с долгами "ТСБ" делает все возможное, активно взаимодействуя с Администрацией городского округа, правоохранительными органами. Однако, нужна поддержка горожан. Присмотритесь к своей управляющей компании, не входит ли она в список крупнейших должников, который будет опубликован в следующих материалах. Вряд ли стоит доверять тем, кто ставит под угрозу энергобезопасность города, подставляя балашихинцев. 

Но все же о будущем линий жизни города... От успешности проекта государственно-частного партнерства в рамках структуры группы компаний "МКС", а в успехе проекта уверены и участники, и Администрация округа, и Правительство Московской области, зависит дальнейшее развитие коммунального хозяйства всего региона. Повышение эффективности и прозрачности, централизация предприятий повысит инвестиционную привлекательность. А это означает, что в отрасль придут деньги, и хозяйство получит новый импульс к развитию. 
Будем следить за развитием этого проекта!

Врез: Начало отопительного сезона - проверка тех работ, что были сделаны за предыдущие месяцы. Это важнейший момент в жизни любого теплоснабжающего предприятия, ответственного за жизнь города. Если у вас есть вопросы, связанные с деятельностью Теплосети, напишите нам в редакцию . Ваш вопрос будет направлен руководству предприятия напрямую и мы опубликуем на него ответ.


На главную
Опыт модернизации